В Докладе от 28 июля 2009 года Специальный докладчик по независимости судей и адвокатов Леандро Деспюи
[290] ещё раз указал, что с момента установления мандата Специальными докладчиками постоянно подчёркивалась важность наличия профессиональных организаций юристов. Для Специального докладчика формирование основы независимой и самостоятельной ассоциации является одним из наиболее значимых шагов в период политического транзита. Поэтому в таких контекстах он всегда рекомендовал создавать независимые профессиональные организации как одну из необходимых приоритетных мер. Договорные органы также рекомендовали государствам-членам принять меры в связи с этим.
Слишком часто за время своего пребывания в должности Специальному докладчику приходилось критиковать существующие контролируемые государством ассоциации с обязательным членством на том основании, что такой порядок серьёзно подрывает независимость юристов. Он также подчёркивал, что ассоциации юристов должны быть независимыми от исполнительной власти. Комитет по правам человека также выражал озабоченность по поводу положений, заставляющих юристов вступать в члены централизованного контролируемого государством органа. Хотя ассоциации юристов не должны контролироваться государством, они должны иметь официальный статус, чтобы работать с требуемой отдачей.
Специальный докладчик считает предпочтительным создание единой профессиональной организации. Всякий раз, когда силы объединяются в одну главную ассоциацию, легче обеспечивать целостность всей профессии и качество юридических услуг, принимать эффективное участие в обсуждениях, касающихся укрепления правовой и судебной системы, и достигать желаемого воздействия на других субъектов системы правосудия. Однако это не препятствует созданию региональных или местных профессиональных организаций, действующих под эгидой одной ассоциации.
Одна из тенденций, которую Специальный докладчик отметил с глубокой озабоченностью, заключается в закрытии властями таких профессиональных ассоциаций, и, фактически, профессиональные ассоциации функционируют во многих странах в условиях постоянной угрозы немедленного закрытия властями. Это серьёзно подрывает независимость профессиональных юристов и может привести к тому, что они станут абсолютно неэффективными.
Специальный докладчик зафиксировал много попыток поставить людей, близких к исполнительной власти, во главе профессиональных ассоциаций, и аналогичная озабоченность выражалась другими мандатариями. Во всех случаях он подчёркивал, что основную роль в создании, деятельности и назначении исполнительных органов профессиональных ассоциаций юристов должны по-прежнему играть юристы. В одном случае он выразил озабоченность по поводу того, что министерство юстиции обладает правом выдвигать кандидатуру председателя, который, в свою очередь, назначает председателей региональных отделений и заместителей председателя коллегии адвокатов: это совершенно определённо представляет собой перегиб со стороны исполнительной власти в отношении создания и функционирования профессиональных организаций юристов.
Специальный докладчик считает чрезвычайно важным, чтобы состав членов исполнительных органов ассоциаций юристов был плюралистическим, с тем чтобы устранить возможность того, что он будет зависеть от интересов одной политической партии, т. е. ситуация, которая явно подрывает авторитет профессиональных юристов и доверие к ним (пункты 49–52 Доклада).
По мнению Специального докладчика, было бы предпочтительным, чтобы этические кодексы разрабатывались самими ассоциациями юристов, и, когда они устанавливаются в силу законодательства, на всех этапах законодательного процесса следует должным образом консультироваться с профессиональными юристами. Кроме того, целесообразно разработать унифицированный кодекс этических норм, применимый ко всем юристам на территории всей страны, поскольку всякий раз, когда разрабатываются различные кодексы разными ассоциациями, существует опасность, что юристы, исключённые из одной ассоциации, могут вступить в другую ассоциацию, которая позволит им продолжать заниматься адвокатской практикой, несмотря на возможные нарушения норм этики.
Согласно принципу 28 Основных принципов, касающихся роли юристов, дисциплинарные меры в отношении юристов рассматриваются беспристрастным дисциплинарным комитетом, создаваемым юристами, в независимом органе, предусмотренном законом, или в суде. Таким образом, компетентный орган должен быть свободным от какого-либо влияния или давления со стороны законодательной или исполнительной власти или любой другой стороны. В идеальном варианте дисциплинарный орган должен создаваться самими профессиональными юристами. Однако обычно либо министерство юстиции, либо квалификационная комиссия отвечают за проведение дисциплинарных разбирательств. В некоторых государствах-членах эти комиссии находятся под жёстким контролем исполнительной власти или состоят главным образом из государственных должностных лиц; такая ситуация явно негативно сказывается на независимости профессиональных юристов.
Как говорится в Принципе 27 Основных принципов, жалобы в отношении выступающих в своём профессиональном качестве юристов «подлежат скорейшему и объективному рассмотрению в соответствии с надлежащей процедурой» и юристы имеют «право на справедливое разбирательство дела, включая право на помощь юриста по своему выбору». Специальный докладчик особо подчеркнул этот пункт во время нескольких страновых визитов. И наконец, независимо от характера дисциплинарного органа, любые дисциплинарные разбирательства должны подлежать независимому судебному контролю, как это предусмотрено в Принципе 28 Основных принципов. Специальный докладчик подчёркивал важность такого судебного контроля во время нескольких страновых визитов (пункты 53–58 Доклада).
По итогам миссии в Российскую Федерацию в 2013 году
[291] Специальный докладчик по независимости судей и адвокатов Габриэла Кнауль отметила, что в России коллегия адвокатов представляет собой самоуправляющийся независимый орган. В каждой адвокатской палате существуют квалификационные комиссии, отвечающие, среди прочего, за проведение экзаменов, отбор и наложение дисциплинарных взысканий. При этом в каждую квалификационную комиссию входит представитель соответствующего федерального или регионального органа юстиции. Кроме того, регистрацией адвокатов занимается Министерство юстиции. В связи с этим Специальный докладчик обеспокоена тем, что адвокатура, таким образом, может регулироваться или контролироваться исполнительной властью.
В своих рекомендациях она указала, что обязанность по регистрации адвокатов следует передать от Министерства юстиции самой адвокатуре. Квалификационные комиссии должны состоять исключительно из адвокатов; из их состава следует исключить представителей всех правительственных структур, включая Министерство юстиции.
В Докладе от 22 августа 2016 года Специальный докладчик по независимости судей и адвокатов Моника Пинто
[292] отметила, что право на свободу ассоциаций, закреплённое также в статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, является необходимым условием для надлежащей и независимой деятельности юридических сообществ и должно гарантироваться законом. В связи с этим серьёзную озабоченность Специального докладчика вызывают законы, ограничивающие создание и деятельность ассоциаций, поскольку они могут использоваться для ограничения свободы ассоциаций адвокатов, а значит, и их независимости. Профессиональные ассоциации адвокатов должны играть основополагающую роль в поощрении и защите независимости и неприкосновенности юридической профессии, а также в обеспечении соблюдения профессиональных интересов адвокатов. По мнению Специального докладчика, самостоятельные и независимые ассоциации адвокатов имеют ключевое значение для защиты верховенства права и прав человека.
Для выполнения своей роли в обществе ассоциация адвокатов должна быть признана в законодательстве, чтобы её статус, задачи и функции были очевидны для всех. Признание ассоциации законом также гарантирует, что исполнение её функций и обязанностей при необходимости может обеспечиваться судами. Цели и задачи ассоциаций адвокатов должны быть чётко изложены в законодательстве, регулирующем их учреждение, а также в их учредительном документе. Ассоциация адвокатов должна быть вправе принимать самостоятельные решения на основе чётких и транспарентных структур и процедур, чтобы представлять интересы своих членов и обеспечивать свою деятельность. Ассоциации адвокатов должны не только содействовать установлению демократических стандартов, но и обеспечивать их применение в рамках своей структуры. Для этого должна существовать чёткая организация управления и руководства, а порядок голосования и других процедур должен быть опубликован и доступен для проверки членами ассоциации. Иными словами, требования демократии должны соблюдаться во внутренней деятельности ассоциации адвокатов и применяться в её внешней деятельности.
Специальный докладчик выразила крайнюю озабоченность в связи с положением адвокатов в странах, где отсутствуют независимые ассоциации адвокатов. Без защиты, предоставляемой независимой ассоциацией адвокатов, адвокаты оказываются чрезвычайно уязвимыми для злонамеренного воздействия и ограничения их независимости, особенно со стороны государственных органов. Что ещё хуже, в тех местах, где ассоциации адвокатов находятся под контролем государства, адвокаты часто подвергаются злонамеренному воздействию со стороны той самой организации, которая призвана их защищать. Такое злонамеренное воздействие чаще всего принимает форму необоснованного или произвольного приостановления практики либо лишения права на практику и часто сопровождается дополнительными ограничениями, включая произвольное задержание и судебное преследование. Принуждение ассоциации адвокатов к молчанию и/или контроль над ней не только создают серьёзные угрозы для правового сообщества, но и имеют далеко идущие последствия, поскольку подрывают верховенство права и лишают обычных людей возможности отстаивать свои права человека.
С момента учреждения мандата сменявшие друг друга Специальные докладчики постоянно рекомендовали учредить независимые профессиональные ассоциации адвокатов там, где они отсутствуют, и осуждали злонамеренное воздействие и любое другое вмешательство в независимую деятельность ассоциаций адвокатов (пункты 80–88 Доклада).
Цель разработки кодексов профессионального поведения заключается в обеспечении того, чтобы при исполнении своих профессиональных обязанностей адвокаты действовали в соответствии с заранее определёнными этическими нормами, принимая обязанности и ответственность, которые непосредственно вытекают из их функций. Важным фактором обеспечения независимости юридического сообщества является создание независимой системы дисциплинарных разбирательств в связи с предполагаемыми нарушениями норм профессиональной этики. Правила проведения дисциплинарных разбирательств в отношении адвокатов закреплены в Принципах 27–29. Главная цель этих положений заключается в обеспечении надлежащего баланса между независимостью юристов и их ответственностью за нарушение этических и профессиональных норм.
Исключительной мерой наказания за самые грубые нарушения кодекса профессиональной этики и профессиональных стандартов является лишение права на юридическую
практику, состоящее в отзыве лицензии юриста на юридическую практику, в том числе пожизненном. Во многих странах адвокаты часто сталкиваются с угрозой лишения права на практику. Такие угрозы направлены на подрыв их независимости, на запугивание адвоката для предотвращения выполнения им профессиональных обязанностей или на осуществление возмездия за деятельность, которую он выполнял в рамках законной профессиональной деятельности. Специальный докладчик хотела бы подчеркнуть, что лишение права на практику должно применяться только в наиболее серьёзных случаях ненадлежащего поведения, согласно кодексу профессионального поведения, и только после выполнения надлежащей правовой процедуры перед лицом независимого и беспристрастного органа, который предоставит все гарантии обвиняемому адвокату (пункты 92–96 Доклада).
В своих рекомендациях Специальный докладчик отметила, что ассоциации адвокатов должны представлять собой независимые и самоуправляющиеся профессиональные объединения адвокатов, учреждённые для поощрения и защиты независимости и неприкосновенности адвокатов, а также для обеспечения соблюдения их профессиональных интересов. Их статус и значимость их деятельности должны пользоваться признанием и поддержкой со стороны государств, которым следует воздерживаться от вмешательства в их работу и функционирование. Государствам следует избегать любого участия в деятельности ассоциаций адвокатов, которая должна быть профессиональной, независимой и обеспечивать защиту и подотчётность адвокатов. Роль и потенциал национальных ассоциаций адвокатов следует укреплять, чтобы они могли защищать своих членов, особенно в случаях притеснений и неоправданного вмешательства в их профессиональную деятельность. Ассоциациям адвокатов следует принять всеобъемлющие кодексы этики и учредить независимые и беспристрастные органы, отвечающие за дисциплинарные разбирательства и гарантирующие соблюдение справедливости и надлежащей правовой процедуры.
Комитет против пыток в Докладе 2001 года
[293] по итогам рассмотрения очередных периодических отчётов государств-участников выражал озабоченность по поводу распространения на юристов контроля министерства юстиции и обязательного членства в контролируемой государством коллегии адвокатов. В частности, рассматривая ситуацию в Белоруссии, Комитет против пыток отметил принятие Президентом Указа № 12, ограничивающего независимость адвокатов, и распространение на них контроля Министерства юстиции путём введения обязательного членства в контролируемой государством Коллегии адвокатов, что вступает в прямое противоречие с Основными принципами ООН, касающимися роли юристов (пункт 45g Доклада).
Международная комиссия юристов в докладе «Становление сильной адвокатуры в Российской Федерации»
[294], подготовленном по итогам миссии в Российскую Федерацию в 2015 году, отметила, что адвокатским палатам следует более ответственно относиться к своим обязанностям (предусмотренным российским законодательством) по защите прав и интересов адвокатов, которые сталкиваются с угрозами той или иной степени тяжести во многих частях Российской Федерации. Представляется также, что представители профессии не совсем отдают себе отчёт в том, что поддержание высоких моральных качеств является одной из основных задач адвокатских палат. Миссии МКЮ стало известно, что меры дисциплинарной ответственности не применяются достаточно строго и последовательно, что может привести к непоследовательному и произвольному толкованию того, какое поведение составляет дисциплинарный проступок.
Миссии стало известно, что адвокатские палаты могут действовать независимо, отклоняя необоснованные жалобы. Адвокаты сообщили МКЮ, что в этом смысле, как правило, они чувствуют себя под защитой адвокатских палат. Тем не менее вызывает обеспокоенность тот факт, что за последнее время участились случаи необоснованных обращений о привлечении адвокатов к ответственности, что является весьма опасной тенденцией. Так правоохранительные органы могут внести необоснованное представление в отношении принципиального адвоката, активно защищающего интересы своего клиента. Такие действия являются посягательствами на независимость юридической профессии в нарушение международных стандартов независимости юристов, которые должны иметь возможность выполнять свои обязанности в обстановке, свободной от запугивания и угроз.
Сеть домов прав человека (СДПЧ) в докладе «Адвокаты прав человека под угрозой»
[295], подготовленном по итогам анкетирования адвокатов прав человека Азербайджана, Беларуси, Молдовы, России и Украины в 2015 году, указала, что дисциплинарная ответственность адвокатов является одним из средств обеспечения их определённого профессионального поведения и соблюдения стандартов качества оказываемой ими юридической помощи. С другой стороны, дисциплинарная ответственность является одним из способов воздействия на адвоката, а крайняя мера такой ответственности представляет собой лишение адвокатского статуса. С данной позиции, первостепенное значение приобретает строгое соблюдение баланса между ответственностью и принципом независимости адвоката, а также исключение ситуаций, когда применение дисциплинарных мер может стать средством давления на адвокатов и вмешательства в их деятельность. Этот баланс может быть обеспечен такой дисциплинарной процедурой, которая осуществляется органами самоуправления профессиональной ассоциации, является справедливой и исключает какое–либо влияние государства на любой её стадии: от разработки и установления правил профессионального поведения до рассмотрения дела о дисциплинарной ответственности, в котором должны быть обеспечены общие правила справедливого процесса.
В Докладе отмечается проблема обеспечения независимости решений квалификационной комиссии – органа, рассматривающего жалобы в отношении адвокатов Российской Федерации. Согласно Федеральному Закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», в состав этого органа входят 7 адвокатов и 6 представителей государства, а кворум составляет 2/3 от общего числа членов комиссии. Поэтому на практике встречаются ситуации, когда решение в отношении адвоката принимаются комиссией, где адвокаты представлены в меньшинстве. Далее в докладе указывается, что в законодательстве России процедура рассмотрения дисциплинарного дела против адвоката детально не прописана, например, отсутствует обязанность органов адвокатского сообщества уведомлять адвоката и направлять ему заключение квалификационной комиссии в том случае, если заключение принималось в отсутствие адвоката. На практике это приводит к тому, что в плане процедурных гарантий при рассмотрении дисциплинарного дела адвокат оказывается менее защищённым, чем в любом другом процессе, будь то уголовный или административный процесс.
В Докладе называются следующие причины указанных проблем:
· невыполнение государством позитивного обязательства обеспечить независимость дисциплинарной процедуры в отношении адвокатов в законодательстве (в особенности в Беларуси и в России);
· невыполнение государством негативного обязательства не вмешиваться в дисциплинарную процедуру, проводимую органами адвокатского самоуправления (в особенности в Азербайджане и в Беларуси);
· ненадлежащая организация и обеспечение независимости и прозрачности дисциплинарной процедуры со стороны профессиональных ассоциаций адвокатов, соглашательская позиция органов управления ассоциаций.
В докладе «Независимость юридической профессии: угроза бастионам свободного и демократического общества», опубликованном в 2016 году
[296], Международная ассоциация юристов указала, что наличие ясных и прозрачных правил снижает риск произвольного привлечения к дисциплинарной ответственности и лишения статуса адвоката и, с другой стороны, гарантирует, что адвокаты не останутся безнаказанными в случае совершения соответствующих проступков. Адвокаты, те, кого они представляют, и широкая общественность в целом должны иметь доступ к эффективным, справедливым и функциональным механизмам, которые позволяют разрешать споры между представителями профессии и общественностью и налагать дисциплинарные санкции (при необходимости), а также к эффективной системе обжалования. Это обеспечивает защиту прав всех участников в соответствии с принципами верховенства права. Нечёткие правила допуска к профессии увеличивают риск произвольных отказов в приёме лицам, желающим вступить в ряды адвокатуры, и ограничивают приём для определённых групп на основании их социально-экономического статуса. Нечёткие требования также подрывают качество осуществляемого юридического представительства и отрицательно влияют на независимость адвокатов. Там, где правила, регулирующие дисциплинарные процедуры и лишение статуса адвоката, не являются внятными и прозрачными или не предусматривают право на обжалование, адвокаты в большей степени оказываются подвержены адресным дисциплинарным процедурам и произвольному лишению статуса. Дисциплинарные процедуры могут превратиться в мощное оружие в руках государства или третьих лиц, способных прямо или косвенно оказывать влияние на профессиональные регуляторные механизмы. Адвокаты по всему миру подвергаются произвольному лишению статуса или адресным дисциплинарным процедурам во многих юрисдикциях в основном за подачу исков против государства или за представление дел либо клиентов, непопулярных для существующего режима. Независимое исследование, проведенное МКЮ в 2013 году, демонстрирует общую тенденцию к несправедливому лишению адвокатского статуса и возбуждению дисциплинарных процедур на сомнительных основаниях в странах СНГ
[297].