Среди органов, нарушающих профессиональные права адвокатов, назывались:
- Министерство внутренних дел Российской Федерации и его структуры (в том числе ГИБДД, полиция, отдел административного надзора за освобождёнными из мест лишения свободы) – 51%;
- администрации области, города, района, муниципальных образований – 30,9%;
- органы прокуратуры – 13,8%;
- Федеральная служба судебных приставов и её региональные управления – 9,6%;
- Следственный комитет Российской Федерации и его региональные управления – 8,5%;
- медицинские учреждения (в том числе системы ФСИН России) – 6,4%;
- органы ЗАГС – 5,3%;
- Федеральная служба исполнения наказаний и её региональные управления –
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) – 3,2 %;
- Федеральная налоговая служба и её региональные управления – 3,2%;
- Федеральная миграционная служба и её региональные управления – 3,2%;
- Росгвардия – 2,1%;
- Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» – 2,1%;
- Министерство юстиции Российской Федерации – 2,1%;
- Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его региональные управления – 2,1%.
Респондентами также были упомянуты:
- Центральный банк России;
- Государственная инспекция труда;
- Фонд медицинского страхования;
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт);
- Министерство экономического развития РФ;
- РЖД;
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Федеральная служба безопасности;
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).
Респондентами назывались «контролирующие органы», «ведомственные организации», «Практически все органы допускают нарушения прав адвокатов».
Среди нарушений первое место занимает игнорирование адвокатских запросов. 29,2% респондентов заявили об отказе в ответе на их адвокатские запросы и предоставлении запрашиваемой информации районной/городской администрацией, муниципалитетами, органами ЗАГС, ГИБДД, медицинскими учреждениями, налоговыми органами, ФССП, РЖД. Затем следует отказ в принятии ходатайств и жалоб, отказ в их рассмотрении либо нарушение сроков их рассмотрения органами прокуратуры, Следственного комитета, МВД – 13,5%. Отказ в допуске к подзащитным, содержащимся в ИВС, ОВД, СИЗО, в том числе сообщение ложных сведений о содержании подзащитного, упоминался в 11,3% случаев. В 2,2% случаев респонденты указывали на невыплату вознаграждения за осуществление защиты по назначению органами МВД и управлениями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Опрошенными были также названы следующие нарушения:
- выставление ведомственными организациями счетов за ответы на запросы об информации;
- необоснованный отвод следователем;
- отказ в ознакомлении с документами;
- воспрепятствование адвокатской деятельности сотрудниками полиции;
- возможность беседы с доверителем перед допросом в следственных органах МВД только в коридоре;
- отказ в предоставлении возможности конфиденциально пообщаться с подзащитным для согласования позиции перед перепредъявлением обвинения и перед последующим допросом в следственных органах МВД и Следственном комитете;
- досмотр автомобиля, объявление автомобиля в розыск;
- отказ Росздравнадзора предоставить результаты проверки качества оказания медицинской помощи;
- изъятие из материалов уголовного дела документов, их уничтожение и замена их другими (следственные органы МВД);
- недопуск к больным клиентам, находящимся в медицинских учреждениях;
- Пенсионный фонд категорически отказывается включать в стаж работы адвоката период 2002–2003 годов, ссылаясь на несовершенство своего комплекса программного обеспечения;
- нарушение полицией Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
- отказ сотрудником отдела административного надзора за освобождёнными из мест лишения свободы в допуске к материалам административного надзора и беседы с доверителем;
- «Настрой моего несовершеннолетнего подзащитного и его законного представителя против адвоката с целью вывести защитника из дела, что благополучно им удалось сделать, обвинив меня в том, что я якобы навязывала несовершеннолетнему обвиняемому воспользоваться статьёй 51 Конституции Российской Федерации. На самом деле причина была в другом. Защита настаивала направить подзащитного с его согласия и его законного представителя на стационарную комплексную СППЭ с вопросами защиты, поскольку налицо имелись признаки невменяемости, но был отказ, затем просила провести очную ставку с потерпевшей – отказ, затем на допросе обвиняемого мой подзащитный, воспользовавшись статьёй 51 Конституции Российской Федерации, после чего следователь неверно указала время допроса, его окончание, в сторону уменьшения и не дала защите указать в конце замечания, порвав протокол трижды, затем на моих глазах предложила довезти несовершеннолетнего подозреваемого и его законного представителя до дому, а после этого появилось заявление, чтобы произвели замену защитника. По факту настроя против меня подзащитного через его законного представителя направляла жалобу в Прокуратуру района, реакции никакой. В итоге, меня заменили, хотя я действовала профессионально. А теперь в суде с этим делом пробуксовка, как раз из-за того, что несовершеннолетний подсудимый по другим делам в других судах направлен на судебно-психиатрическую экспертизу, по результатам которой признан невменяемым. Хлопаю в ладоши. (СУ СК РФ)»;
- вывод из дела путём давления на подзащитного и написания им заявления об отказе от защитника (отдел МВД);
- незаконное бездействие полиции, органов следствия и прокуратуры по фактам нарушений ФЗ «О полиции», Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ФЗ «О прокуратуре РФ»;
- оказание давления на защитника, угрозы применения насилия и т. д. со стороны полиции, органов следствия и прокуратуры;
- сообщение ложных сведений о содержании подзащитного в отделе полиции;
- незаконное задержание, необоснованное применение силы полицией;
- отказы в предоставлении материалов дела;
- непредоставление полицией возможности ознакомления с материалами доследственной проверки при отказе в возбуждении уголовного дела, учитывая тот факт, что адвокат являлся представителем потерпевшего по уголовному делу;
- истребование документов, составляющих адвокатскую тайну;
- непредоставление Государственной инспекцией труда материалов проверки для ознакомления;
- отказ в приобщении к материалам дела ходатайств об истребовании доказательств, о проведении судебной экспертизы;
- отказ в личном приёме в муниципальном образовании со ссылкой на то, что руководителя нет на месте (хотя часы приёма официально указаны);
- отказ в ознакомлении с документами в жилищном отделе администрации муниципального образования;
- утеря ордера адвоката сотрудниками Отдела по вопросам миграции;
- отказ в допросе свидетелей в приобщении доказательств к материалам дела;
- отказ в производстве следственных действий, направленных на установление фактов, подтверждающих позицию защиты;
- отказ в приёме по удостоверению адвоката в приёмной Следственного комитета Российской Федерации;
- сокрытие нарушений и преступлений со стороны органов МВД, Следственного комитета;
- нарушение конфиденциальности общения с подзащитными в полиции;
- применение насилия в ходе исполнительных действий (ФССП+МВД);
- проведение оперативно-розыскных мероприятий без решения суда, в том числе прослушивания телефонных переговоров, попытки допроса в качестве свидетеля (управление уголовного розыска УМВД, управление ФСБ, отдел дознания ОМВД);
- попытка привода, допроса в качестве свидетеля;
- рассмотрение ходатайств, поданных в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, по Федеральному закону № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», то есть вместо трёх суток ходатайства рассматривали 30 дней. (МВД);
- угрозы личного характера (со стороны сотрудников МВД, СК РФ).
Данная информация подтверждает, что, несмотря на законодательные изменения, придавшие большую силу адвокатскому запросу, адвокатские запросы в существенной мере игнорируются сотрудниками государственных и муниципальных органов. Таким образом, адвокатский запрос продолжает быть неэффективным средством сбора адвокатом информации, необходимой для защиты. Также продолжается нарушение профессиональных прав адвокатов правоохранительными органами, в частности, полицией адвокатам отказывается в допуске к их подзащитным, в том числе административно задержанным, сообщается ложная информация об отсутствии подзащитных в отделах полиции, игнорируются ходатайства и жалобы адвокатов, им отказывается в ознакомлении с материалами доследственных проверок. Продолжаются проблемы с выплатой адвокатам гонораров за осуществление защиты по назначению (статья 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).