Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека неоднократно подчеркивало, что «справедливое и эффективное отправление правосудия требует, чтобы юристы … могли осуществлять свою работу, не подвергаясь физическим нападениям, преследованию, коррупции и иным способам давления»
[205]. Верховный Комиссар также призвал государства «уважать и поддерживать независимость судей и адвокатов и для осуществления этого принимать эффективное законодательство, обеспечивать правоприменение и принимать иные соответствующие меры, позволяющие им осуществлять свои профессиональные обязанности без какого-либо давления или преследования»
[206]. Данное требование неоднократно повторялось Советом по правам человека
[207]. Ещё в 1985 году индийский правовед Л.М. Сингви, президент Коллегии адвокатов при Верховном суде Индии, в заключительном докладе в качестве Специального докладчика Комиссии ООН по правам человека по вопросу независимости различных субъектов системы правосудия указал следующее: «Обязанности присяжных, экспертов и адвокатов по сути различны, но схожи в одном – их независимость предполагает свободу от вмешательства со стороны исполнительной, законодательной и даже судебной власти, а также иных лиц в процессе смелого и сознательного исполнения своего долга по выполнению возложенных функций... Наряду с судьями присяжные и эксперты должны быть независимыми и непредвзятыми. При этом адвокату необязательно быть непредвзятым, как судья... но адвокат не должен подвергаться никакому давлению и вмешательству со стороны. Долг адвоката – представлять интересы клиентов, вести их дела, защищать их права и законные интересы; и при исполнении этого долга адвокат должен быть независимым для того, чтобы стороны ему доверяли, а адвокатское сообщество в целом могло противостоять давлению и вмешательству со стороны»
[208]. В 1998 году доктор Дато'парам Кумарасвами сделал вывод о том, что «отождествление адвокатов с интересами их клиентов, если на этот счёт не имеется никаких доказательств, можно рассматривать как запугивание и преследование соответствующих адвокатов»
[209].
Дополнение к Докладу Специального докладчика по независимости судей и адвокатов Леандро Деспюи
[210] от 5 апреля 2007 года было посвящено ситуации в отдельных странах. Специальный докладчик указал, что сообщения о нарушениях прав юристов поступали из 63 государств-участников из всех регионов мира. Кроме того, он подчеркнул, что тип сообщений охватывал широкий круг вопросов, однако более 40% заявлений было связано с угрозами в отношении адвокатов. Кроме того, около 11% сообщений затрагивало предполагаемые нарушения права пользоваться услугами адвоката по своему выбору и аналогичным образом около 11% – нарушения свободы выражения мнений адвокатов. Значительный процент (около 10%) касался предполагаемых нарушений права на доступ к правосудию и справедливое судебное разбирательство (пункт 4 Доклада). В течение шести лет нахождения в должности Специальный докладчик лично зафиксировал огромное число утверждений о нападениях на адвокатов, их притеснениях и запугивании и связывался в этом контексте со многими правительствами во всех частях мира.
В Докладе от 28 июля 2009 года Специальный докладчик по независимости судей и адвокатов Леандро Деспюи
[211] ещё раз подчеркнул, что в ходе работы мандатария с 1994 года выяснилось, что юристы подвергаются опасностям: притеснениям, запугиванию или угрозам; нападениям, включая физическое насилие и убийство; произвольным арестам, задержаниям и исчезновениям; ограничению их свободы передвижения; экономическим или иным санкциям за меры, которые они приняли в соответствии с признанными профессиональными обязательствами и стандартами и этикой. Во время своего пребывания в должности Специальный докладчик Деспюи, как и его предшественник, установил, что против адвокатов, защищающих клиентов в политически окрашенных делах или делах, связанных с крупными взятками, организованной преступностью, терроризмом и торговлей наркотиками, нередко возбуждаются расследования на основании предполагаемой связи с предполагаемой преступной деятельностью их клиентов или поддержки этой деятельности или их в конечном счёте обвиняют в диффамации исключительно из-за того, что они представляют и защищают своих клиентов. Специальный докладчик и другие мандатарии выражали серьёзную озабоченность в тех случаях, когда юристы подвергались давлению и опасности репрессий, когда они вскрывали случаи жестокого обращения с их клиентами или недостатки в работе системы правосудия. Особое внимание было уделено тому, чтобы государства позволяли профессиональным организациям предпринимать все необходимые действия в случае ареста адвокатов или их заключения под стражу.
В 2013 году по итогам миссии в Российскую Федерацию
[212] Специальный докладчик по независимости судей и адвокатов Габриэла Кнауль выразила серьёзную обеспокоенность в связи с утверждениями о прямых и косвенных угрозах в адрес судебных работников, неправомерном влиянии на них, вмешательстве в их работу и оказании на них давления, а также об угрозах, запугивании, нападениях, необоснованных преследованиях и, в самых крайних случаях, убийствах адвокатов, исполняющих свои служебные обязанности. Она отметила, что эти тенденции серьёзно подрывают независимость судебной власти и обеспечение верховенства права в Российской Федерации. В частности, Специальный докладчик указала, что, хотя такая практика запрещена в соответствии с российским законодательством, по всей видимости, в некоторых регионах адвокатов стали допрашивать в качестве свидетелей с целью отстранения их от участия в судебных процессах. Эта практика − вопиющее нарушение основополагающего принципа конфиденциального характера любых сношений между юристами и их клиентами, который предусмотрен, среди прочего, в принципе 22 Основных принципов, касающихся роли юристов (пункт 80 Доклада). В некоторых регионах Российской Федерации адвокаты становятся объектом противоправных действий в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей. Адвокаты подвергаются угрозам, запугиваниям, нападениям, необоснованным преследованиям и в крайних случаях становятся жертвами убийств. Такие действия совершают как государственные, так и негосударственные субъекты. Специальный докладчик особенно обеспокоена положением адвокатов, работающих на Северном Кавказе. В условиях терроризма и проведения контртеррористических операций мужественные адвокаты, продолжающие исполнять свои профессиональные обязанности, живут в постоянном страхе. Адвокаты, участвующие в рассмотрении политически деликатных дел, также особенно уязвимы перед давлением и регулярно сталкиваются с угрозами своей безопасности (пункты 81–82 Доклада).
В связи с изложенным Специальный докладчик в своих рекомендациях указала на необходимость обеспечения оперативного расследования беспристрастным и независимым органом любых случаев враждебных действий, угроз или физических нападений, направленных против адвокатов, в том числе случаев их убийства, и соответствующего наказания виновных. В тех случаях, когда возникает угроза безопасности адвокатов вследствие исполнения ими своих обязанностей, власти должны принимать эффективные меры для обеспечения их собственной безопасности и безопасности их семей.
В Докладе от 22 августа 2016 года Специальный докладчик по независимости судей и адвокатов Моника Пинто
[213] отметила, что по-прежнему обеспокоена тем, что во многих государствах законодательство не обеспечивает полную защиту независимости адвокатов либо национальные правовые гарантии не осуществляются и не соблюдаются надлежащим образом. Национальные гарантии независимости юристов также зачастую ограничиваются другими законами, такими как законы о контртеррористических мерах или законы о мерах слежения (пункт 40 Доклада). Дела, доведённые до сведения Специального докладчика, показывают, что вследствие отождествления адвокатов с их клиентами и/или интересами, которые адвокаты взялись защищать и представлять перед судебными властями, имели место случаи лишения адвокатов права адвокатской практики, покушения на их физическую неприкосновенность и репутацию, их произвольного задержания, преследования и других санкций. Несмотря на редкость подобных действий, они совершаются даже в тех странах, где адвокаты как категория в целом не подвержены рискам. Адвокаты, которые представляют и защищают клиентов, обвиняемых в нарушениях законов о контртеррористических мерах, часто стигматизируются как властями, так и обществом в целом, могут становиться объектом наносящих ущерб репутации высказываний в СМИ и социальных сетях. В одном из случаев, доведённых до сведения Специального докладчика, адвокаты подвергались задержанию и уголовному преследованию в связи с тем, что они получали сообщения от клиентов, подозреваемых либо обвинённых в террористической деятельности (пункты 43–44 Доклада).
Далее Специальный докладчик подчеркнула, что принцип конфиденциальности распространяется на все виды коммуникации между адвокатом и клиентом. Данный принцип также защищает адвокатов и их клиентов от незаконного обыска и изъятия документов на физическом носителе либо в электронном виде. Электронные письма, текстовые сообщения и другие виды электронной коммуникации конфиденциальны и должны быть защищены от ненадлежащего вмешательства. В некоторых случаях, представленных вниманию Специального докладчика, телефонные разговоры адвокатов записывались, а их электронные письма и электронный обмен информацией подвергались перехвату. Кроме того, как отмечала Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение, «слежение за сообщениями должно рассматриваться как крайне интрузивное деяние, которое потенциально препятствует осуществлению прав на свободу выражения мнений и неприкосновенность личной жизни и угрожает основам демократического общества. Законодательство должно предусматривать, что слежение государством за сообщениями должно осуществляться только в самых исключительных обстоятельствах и только под надзором независимого судебного органа» (пункт 46 Доклада). Аналогичным образом необходимо обеспечивать полную защиту места работы и места проживания адвоката от незаконного обыска и изъятия. В ряде случаев, представленных вниманию Специального докладчика, сообщалось о рейдах и произвольных обысках, проводившихся государственными органами либо неизвестными лицами в целях изъятия документов и материалов с места работы или проживания адвоката (пункт 48 Доклада).
27 февраля 2002 года, Комиссия по правам человека ООН рассмотрела Доклад, представленный Специальным представителем Генерального секретаря по вопросу о правозащитниках г-жой Хиной Джилани в соответствии с резолюцией 2000/61 Комиссии
[214]. В данном Докладе Специальным представителем был перечислен ряд конкретных нарушений прав правозащитников в отдельных государствах, а также выявлены тенденции, которые могут подтолкнуть правительства к пересмотру нынешней практики и принятию в необходимых случаях мер по исправлению положения.
Выявление тенденций было проведено Специальным представителем на основе анализа сообщений, по которым ею были предприняты соответствующие меры в контексте выполнения её мандата. Она также опиралась на сообщения о различных случаях, касающихся правозащитников, включённые в доклады тематических механизмов, представленные Комиссии по правам человека на её 57-й сессии в 2001 году. В частности, она отметила, что правозащитники становились объектом преследований и в своём профессиональном качестве, например в качестве юристов, занимающихся защитой прав человека (32), профсоюзных работников (22), борцов за права коренного населения (20) и журналистов (11). Заключения, сделанные Специальным представителем, подкрепляются соответствующими цифрами по некоторым из этих категорий, приведёнными в различных тематических докладах, представленных Комиссии по правам человека. Так, например, в докладах других тематических механизмов упоминалось о 14 случаях преследования юристов и 10 случаях преследования профсоюзных работников в связи с их правозащитной деятельностью (пункт 50 Доклада).
В большинстве случаев, о которых говорится в сообщениях, направленных правительствам Специальным представителем (88 из общего числа в 161), речь шла о правозащитниках, ставших объектом постоянной травли и запугивания с целью заставить их прекратить свою деятельность по поощрению и защите прав человека. В частности, юристам угрожали аннулированием права заниматься адвокатской деятельностью за приписываемые им нарушения правил профессиональной юридической деятельности либо возбуждали против них следственные действия за якобы совершённые ими финансовые нарушения (пункты 53–54 Доклада). Участие в мирном пикете против исчезновения людей или всего лишь выполнение профессиональных обязанностей юриста могут повлечь за собой уголовное преследование (пункт 60 Доклада).
В числе заключений, сделанных по итогам доклада, Специальный представитель отметила, что там, где правительства рассматривают правозащитников скорее как противников, между государством и гражданским обществом возникает напряжённость. Такого рода отношения сужают возможности для объединённых усилий по созданию климата, благоприятного для поощрения и защиты прав человека, в котором правозащитники могли бы вести свою деятельность в условиях безопасности (пункт 113 Доклада).
В Заключительных замечаниях 2015 года по седьмому периодическому Докладу Российской Федерации Комитет ООН по правам человека выразил обеспокоенность в связи с сообщениями о травле, угрозах убийством, запугивании, физическом насилии и убийствах адвокатов
[215].
Международная комиссия юристов в Докладе «Становление сильной адвокатуры в Российской Федерации»
[216], подготовленном по итогам миссии в Российскую Федерацию в 2015 году, указала, что на практике вызов адвоката на допрос в качестве свидетеля является одним из наиболее серьёзных препятствий, с которым сталкиваются российские адвокаты в своей работе. С того момента, как адвокат становится свидетелем, он лишается возможности представлять сторону по делу. Таким образом, следователи используют возможность вызова адвоката на допрос для выведения его из дела. Как следует из доклада Федеральной палаты адвокатов, «в России широкое распространение получила практика выведения неугодного для следователя адвоката из процесса путём вызова его на допрос в качестве свидетеля. В 2012 году попытки допросов и допросы адвокатов зафиксированы в 29 субъектах РФ, наибольшее их число было в Москве (38), Свердловской области (18), Московской области (12), Калужской области (6) и Ставропольском крае (5), что составило 36% от общего числа учтённых нарушений, о которых идёт речь». По данным ФПА, с апреля 2011 года по апрель 2013 года незаконный допрос или попытка незаконного допроса адвокатов имели место в 315 случаях (по сравнению с 253 случаями в 2009–2011 годах). В 2013–2014 годах в разных частях Российской Федерации имели место 224 таких случая. Даже если данная статистика не учитывает все случаи допроса, речь идёт о наличии серьёзных проблем в этом вопросе. В ходе миссии МКЮ также сталкивалась с жалобами на данную практику. В рамках своей предшествующей работы в Российской Федерации МКЮ также регулярно отмечала случаи допроса адвокатов с целью выведения их из дела. Это часто происходит с «неудобными» адвокатами, которые активно защищают интересы своих доверителей, действуя независимо и в соответствии с требованиями Кодекса профессиональной этики. Тот факт, что данные практики недвусмысленно запрещены законом, никак не влияет на их применение на практике.
Допрос адвоката в качестве свидетеля является серьёзным вмешательством в его работу и совершенно несовместим с российским законодательством и международными стандартами, касающимися роли и независимости адвокатов. МКЮ подчёркивает, что в соответствии с международными обязательствами, касающимися соблюдения права на справедливое судебное разбирательство, и международными стандартами независимости адвокатов государства обязаны защищать адвокатов от любой формы запугивания и ненадлежащего вмешательства, в том числе запугивания посредством возбуждения официального производства в отношении адвокатов в связи с выполнением ими своих функций. Кроме того, данная практика противоречит праву на конфиденциальное общение с адвокатом, которое гарантируют международное право и стандарты.
По данным одного из источников, с 2000 по 2014 год в отношении адвокатов в России было совершено более 70 убийств и тяжких преступлений. В связи с осуществлением своей профессиональной деятельности было убито и много других адвокатов. Адвокаты на Северном Кавказе часто сталкиваются с угрозами и давлением со стороны сотрудников правоохранительных органов подвержены таким угрозам адвокаты, которые работают по «политическим» делам. При этом возникают серьёзные вопросы по поводу характера расследований, предпринятых по заявлениям адвокатов, их эффективности и непредвзятости.
МКЮ сообщили о случаях возбуждения в отношении адвокатов уголовного производства после того, как они обжаловали действия по применению незаконных методов ведения следствия к подзащитным. В таких случаях руководители правоохранительных органов занимают сторону своих сотрудников, в результате чего адвокаты подвергаются угрозе необоснованного уголовного преследования за то, что предали огласке сведения о нарушениях в отношении своих подзащитных.
По закону, «проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения». Тем не менее Федеральная палата адвокатов сообщает о том, что с апреля 2013 года по апрель 2015 года было зафиксировано 44 случая производства незаконных обысков в помещениях адвокатов. За предшествующий отчётный период было зафиксировано 40 таких случаев (по сравнению с 32 в 2009–2011 годах). Данная практика имеет место не только на Северном Кавказе, но и в других регионах России. Производство незаконных обысков является нарушением адвокатской тайны, которую гарантируют международное право и стандарты.
Сеть домов прав человека (СДПЧ) в докладе «Адвокаты прав человека под угрозой»
[217], подготовленном по итогам анкетирования адвокатов прав человека Азербайджана, Беларуси, Молдовы, России и Украины в 2015 году, указала, что хотя de jure в национальном законодательстве об адвокатуре Азербайджана, Беларуси, Молдовы, России и Украины провозглашён запрет на вмешательство в профессиональную деятельность адвоката, осуществляемую в соответствии с законом, а также на препятствование такой деятельности, в каждом из исследованных государств провозглашённые гарантии адвокатской деятельности не в равной степени защищены законодательством. Проблема состоит в том, что закреплённые национальным законодательством гарантии адвокатской деятельности зачастую носят декларативный характер и не работают на практике. По итогам проведённого анкетирования можно сделать вывод о том, что правоохранительные органы, прежде всего органы следствия и прокуратуры, превратно толкуют нормы закона, позволяя безнаказанно вмешиваться в деятельность адвокатов. Кроме того, адвокатам приходится бороться ещё и с субъективным фактором нежелания правоохранительных и судебных органов рассматривать жалобы адвокатов, так как эти жалобы чаще всего направлены на их коллег.
По мнению авторов доклада, причинами этих проблем являются:
· отсутствие в законодательстве ответственности за неправомерное вмешательство в профессиональную деятельность адвокатов либо недействующий механизм ответственности;
· ненадлежащее фактическое обеспечение государством защиты адвокатов, в том числе ненадлежащее правоприменение закреплённых национальным законодательством гарантий адвокатской деятельности.
В докладе «Независимость юридической профессии: угроза бастионам свободного и демократического общества», опубликованном в 2016 году
[218], Международная ассоциация юристов включила в число признаков независимости: свободу от страха уголовного преследования в случае участия в противоречивых и непопулярных делах в целях обеспечения адвокатам возможности представлять интересы «непопулярных клиентов, либо клиентов, высказывающих критику, или даже враждебных по отношению к государству»
[219]; возможность противостоять политическому давлению, давлению со стороны средств массовой информации или общественности, в особенности во время военных действий, террора или чрезвычайного положения, в целях смягчения влияния такого давления на верховенство права
[220]. Следует с особой серьёзностью отнестись к вопросу противостояния давлению со стороны государства. Для этого необходимо хотя бы минимальное просвещение населения и должностных лиц государства в отношении роли юридической профессии и её важности в демократическом обществе.
В Докладе отмечается, что принцип защиты адвокатской тайны оказывается под угрозой, когда государства издают законодательство, предписывающее обязательное раскрытие конфиденциальной информации клиента при определённых обстоятельствах. Адвокатов зачастую принуждают действовать в качестве «агентов государства» путём раскрытия частной и конфиденциальной информации своих клиентов, иногда без разрешения таких клиентов, которые ничего не подозревают. Угрозы принципу защиты адвокатской тайны могут быть прямыми и косвенными. Прямые угрозы данному принципу возникают в ситуациях, когда государства принуждают адвокатов давать показания против клиентов или проводят обыски и выемки конфиденциальных данных в противоречие рассматриваемому принципу. Адвокаты, пытающиеся противостоять попыткам государств нарушить принцип защиты адвокатской тайны, сталкиваются с уголовным преследованием или становятся объектами унижающего достоинство обращения, заключения под стражу, а также угроз лишения статуса. Попытки конфискации материалов, защищённых адвокатской тайной, и частной переписки между адвокатом и его клиентом, по сообщениям, чаще всего происходят в рамках расследования по уголовным делам. Такие действия, если они не выполняются должным образом и в рамках закона, могут нарушить право обвиняемого на справедливое разбирательство по делу, а также подорвать усилия защитника, направленные на независимое и беспристрастное оказание юридической помощи.
Косвенные угрозы рассматриваемому принципу возникают в случаях, когда, например, от адвокатов по закону требуется предоставить суду копию соглашения между адвокатом и клиентов, регулирующего размер вознаграждения, либо если в государстве существует законодательство, обязывающее адвокатов раскрывать властям конфиденциальную информацию своих клиентов в контексте реализации целей государственного регулирования. Например, в целях предотвращения отмывания денег и поддержания чистоты профессии, во многих государствах от адвокатов требуют сообщать властям определённую конфиденциальную информацию своих клиентов, зачастую без сообщения об этом клиенту и получения его согласия, в ситуации, когда экспертиза финансово-хозяйственной деятельности клиента дала неудовлетворительные результаты.
Когда борьба с незаконными или подозрительными экономическими операциями и торговыми сделками становится для государства важной целью, такое государство часто стремится сдвинуть ту тонкую грань, которая защищает общество от нанесения ущерба и нарушения основополагающих прав граждан. Текущая глобальная тенденция проведения правовых реформ, которая вызвана, кроме прочего, страхом терроризма, разрушительным эффектом войн и миграционных процессов и вытекающей из этого потребностью в усилении безопасности, представляет собой серьёзную угрозу принципу защиты адвокатской тайны. За прошедшие десять лет государства по всему миру: приняли более жесткое законодательство о хранении данных; попытались активизировать «неортодоксальные» методы ведения следствия; расширили полномочия полиции и регулирующих органов, нарушающие или отменяющие защиту адвокатской тайны. После того как разразился скандал с Панамскими документами, государства по всему миру предприняли активные усилия по введению более жёсткого регулирования и большей транспарентности в части владения акционерными компаниями, что также представляет собой потенциальную угрозу принципу защиты адвокатской тайны.