25 мая 1922 года было принято Положение «Об адвокатуре» [
39], но поскольку в нём лишь в общих чертах говорилось о вновь создаваемых коллегиях защитников, то Народный комиссариат юстиции СССР 5 июля 1922 года принял Положение «О коллегии защитников» [
40]. Согласно данному Положению коллегии защитников должны были создаваться в каждой губернии при губернских судах, а надзор за их деятельностью возлагался на суд, исполком и прокуратуру, что ставило такие коллегии в зависимость от государственных органов. В то же время коллегия являлась общественной организацией. В её состав не включались лица, работавшие в государственных учреждениях и на предприятиях, за исключением занимавших выборные должности, а также профессоров и преподавателей высших учебных заведений. Положение не устанавливало требований к лицам, желающим вступить в коллегии защитников, достаточно было иметь двухлетний стаж работы в органах советской юстиции. Руководство коллегией осуществлялось президиумом, избираемым общим собранием. Президиум имел широкий круг полномочий по приёму и исключению членов коллегии, рассмотрению дисциплинарных дел, организации юридических консультаций. Большинство членов новых коллегий составляли так называемые буржуазные специалисты — члены профессиональной корпорации, получившие образование при царском режиме. Статистика за 1923 год свидетельствует о том, что приблизительно 75% лиц, вступивших в коллегии, получили высшее юридическое образование в царских учебных заведениях [
41]. Правящая партия коммунистов вводила в состав коллегий своих членов, пытаясь установить таким образом контроль за деятельностью корпорации изнутри и обеспечивая руководящее положение членов партии в коллегии защитников [
42]. Многие принятые в адвокатуру коммунисты только числились адвокатами и вступали в коллегию для того, чтобы занять руководящие посты. Коммунистам в коллегиях запрещалось принимать дела по защите «буржуазных элементов» в их спорах против рабочих, государственных предприятий и учреждений. Нельзя было также защищать в судах «явных контрреволюционеров, расхитителей имущества и взяточников». Таким образом, в годы Советской власти государство основные усилия направляло на установление полного государственного и партийного контроля над адвокатурой.
В годы НЭПа состояние адвокатской корпорации продемонстрировало тенденцию к усилению самостоятельности от партийно-советского и судебного аппарата. Данное обстоятельство не вполне удовлетворяло власть, инициировавшую корректировку законодательства об адвокатуре. Результатом этого стали разработка и принятие нового нормативного правового акта, регламентировавшего деятельность коллегий защитников — «Положения о судоустройстве РСФСР», утверждённого постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года [
43]. Повышенное внимание к адвокатуре своеобразно отразилось на структуре Положения 1926 года — её институциональным основам была посвящена целая глава, детально регламентировавшая как внутреннюю организацию коллегий (статьи 80, 81, 87), так и её практическую деятельность (статья 84). Существенной новеллой стало снятие ограничений в количественном составе коллегий. По мнению С.О. Гаврилова и В.В. Негодяева, законодатель рассчитывал этим не только и не столько увеличить количество адвокатов, сколько обеспечить новый, лояльный к власти и послушный ей социальный состав коллегий [
44]. С той же целью исполкомам Советов было предоставлено ранее отсутствовавшее у них право отзыва отдельных защитников, причём основания для принятия подобных решений установлены не были, что создавало формальные основания для произвола. Положение 1926 года внесло некоторые коррективы и в практическую деятельность адвокатов. Последним было разрешено совмещать должности юрисконсульта с адвокатской практикой, что создавало дополнительные возможности с точки зрения доходов. В то же время в Положении 1926 года прослеживается стремление ограничить частную адвокатскую практику. Статья 84 определяет в качестве главной обязанности члена коллегии оказание бесплатной юридической помощи (консультации населения, бесплатная защита по уголовным и гражданским делам по предложению суда, либо по назначению президиума); уклонявшиеся от подобных поручений защитники могли быть подвергнуты исключению из коллегий.
С конца 1927 года комиссариаты юстиции стали поощрять образование в коллегиях защитников трудовых коллективов, но насильственные попытки коллективизировать адвокатуру не привели к успеху. В 1928 году по инициативе коллегии Народного комиссариата юстиции была начата борьба с частнопрактикующими адвокатами, которые якобы «способствовали засорению адвокатуры». Акцент делался исключительно на коллективную консультационную форму деятельности. В постановлении Наркомата юстиции «О реорганизации коллегии защитников», принятом 12 сентября 1928 года, указывалось на необходимость создания адвокатских коллективов при окружных судах. Формирование кадрового состава новых объединений защитников планировалось осуществлять одновременно с проверкой компетентности и идеологической подкованности будущих защитников [
45]. 27 февраля 1932 года Народный комиссариат юстиции СССР утвердил новое «Положение о коллективах членов коллегии защитников» [
46]. В соответствии с ним высшими органами управления коллектива являлись общее собрание членов коллектива, бюро коллектива, ревизионная комиссия. Юридические консультации создавались для оказания юридической помощи населению, при этом большое внимание уделялось созданию консультаций в сельских местностях и рабочих районах. Решение об открытии новых консультаций принималось президиумом коллегии. Членам коллегии защитников было запрещено заниматься иной юридической деятельностью, за исключением работы в качестве юрисконсульта предприятий и учреждений по совместительству, а также научной, педагогической и литературной деятельности. Размер вознаграждения за оказанную юридическую помощь определялся таксой, которая вырабатывалась президиумом коллегии и утверждалась соответствующим судом. Неимущим лицам и гражданам с небольшим заработком юридическая помощь должна была оказываться бесплатно. В конце 1934 года был подготовлен проект нового закона об адвокатуре (который так и не был принят), в котором наряду с коллективной формой организации корпорации разрешалась и частная практика [
47]. 22 декабря 1938 года Народный комиссариат юстиции СССР выпустил директиву «О работе коллегий защитников», ознаменовавшую, по мнению Ю.И. Стецовского, начало кампании по окончательной трансформации адвокатуры в верноподданническое советское учреждение [
48]. 29 декабря 1938 года вышел Приказ наркома юстиции СССР № 106 «Об улучшении работы адвокатуры» [
49], которым был намечен ряд мер, включающих чистку, укомплектование коллегий, борьбу с «рвачеством», повышение юридической квалификации, мобилизацию молодых кадров и «укрепление президиумов». Началась чистка. Президиумы многих коллегий защитников были распущены, а взамен сформированы оргбюро.