Резюме исследования
Настоящий материал (информация) произведён, распространён или направлен иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики»
Гаврилов С.Н. Адвокатура в Российской Федерации: учеб. пособие. М. : Юриспруденция, 2000. С. 15.
С.О. Организация адвокатуры в современных европейских государствах // Юридический вестник. Т.6, № IX-XII. М. : Московское юридическое общество, 1890. С. 244.
Цит. по: Kharel A. The Concept of Legal Profession. URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3117339 (дата обращения 09.06.2019).
Human Rights Instruments and Judicial Reform. World Bank. 2012. URL: http://siteresources.worldbank.org/INTLAWJUSTINST/Resources/HumanRightsandJudicialReform.pdf (дата обращения: 16.04.2020).
UN Basic Principles on the Role of Lawyers. The Eighth United Nations Congress on the Prevention of Crime and the Treatment of Offenders. Havana, Cuba, 27 August–7 September 1990. Preamble, § 9. URL: https://www.ohchr.org/en/professionalinterest/pages/roleoflawyers.aspx (дата обращения 14.04.2020); Draft Universal Declaration on the Independence of Justice, "Singhvi Declaration". UN. Subcommission on Prevention of Discrimination and Protection of Minorities. Special Rapporteur on the Study on the Independence and Impartiality of the Judiciary, Jurors and Assessors and the Independence of Lawyers. Geneva, 24 August 1987. Principles 74, 76. URL: https://digitallibrary.un.org/record/139884 (дата обращения: 14.04.2020).
UN Basic Principles on the Role of Lawyers. Preamble, § 11.
Ibid, Principles 12–15, 25.
К примеру, независимость судей гарантируется Статьей 10 Всеобщей декларации прав человека, Статьей 14.1 Международного пакта о гражданских и политических правах, Статьей 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Статьей 7 Африканской Хартии прав человека и народов, Статьей 8 Американской Конвенции о правах человека и Статьей 3 Интерамериканской демократической хартии.
К примеру, Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 (29 ноября 1985 г.) и 40/146 (13 декабря 1985 г.); Резолюции Комиссии ООН по правам человека 2004/33 (19 апреля 2004 г.), 2003/43 (23 апреля 2003 г.), 2002/43 (23 апреля 2002 г.), 2001/39 (23 апреля 2001 г.), и 2000/42 (20 апреля 2000 г.).
К примеру, Заявление Сува о принципах судейской независимости и доступе к правосудию (2004), Каирская декларация о независимости судей (2003), Бангалорские принципы поведения судей (2002), Основные принципы ООН, касающиеся роли юристов (1990), Пекинские основные принципы независимости судебных органов (1985), Минимальные стандарты независимости судей Международной ассоциации юристов (1982) и Проект принципов независимости судебных органов ООН (1981).
Краткий обзор результатов исследования
«Тернистый путь становления российской адвокатуры:
защита профессиональных прав адвокатов»
Юридическая профессия, возможно, является одной из наиболее исследуемых в юридической и социологической науке. В историческом аспекте возникновение общественной потребности в юридической помощи неразрывно связано со становлением государства и права, судебных процедур. Появившаяся необходимость обращения за помощью к защитнику была обусловлена тем, что, с постепенным усложнением государственного устройства и общественных отношений, усложнялось и право, тяжущиеся, не обладающие специальной подготовкой, были уже не в состоянии самостоятельно вести дела, и вынуждены обращаться к специалистам в области права [1].

Следует отметить, что оказание юридической помощи связано с формированием института судебного представительства и, соответственно, особого «сословия» лиц, способных оказывать такие услуги. «Считается, что судебное представительство как особый вид деятельности, возник, приблизительно в 6 веке до н.э. на территории Древней Греции, а с зародышем современной адвокатуры мы встречаемся уже в древнем Риме» [2]. Об этике и ценностях юридической профессии говорил ещё Аристотель, а Платон считал, что юриспруденцией следует заниматься людям «с примесью золота» – добродетельным профессионалам, которые оказывают юридические услуги и отправляют правосудие на основе морали и неотъемлемых общечеловеческих ценностей [3]. Уже к XIX веку по всему миру, независимо от сложившегося политического режима или правовой системы государств, окончательно оформилась потребность в существовании профессионального сословия юридических консультантов и судебных представителей, и начала формироваться адвокатская профессия. «Везде, где знание права перестает быть общим достоянием и для этого образуется особое сословие юристов, там и адвокатура должна сомкнуться в тесный кружок юридически образованных защитников» [4].

В настоящее время юридическая профессия играет важнейшую роль в становлении и развитии любого демократического государства. Право на юридическую консультацию и представительство закреплено и защищается международным правом [5]. Признавая важную роль, которую юридическая профессия играет в демократическом обществе, нормы международного права, регулирующие защиту прав человека, закрепляют определённые обязательства государств в этой связи, в частности, обеспечение лицам, которые задержаны или арестованы, доступа к защитнику в предварительном заключении; создание и развитие системы бесплатной юридической помощи, которая гарантирует возможность получения независимых и компетентных юридических консультаций теми, кто не может себе позволить оплатить услуги адвоката; либо обеспечение равенства сторон обвинения и защиты в уголовном процессе. Международные стандарты юридической профессии отражают данные обязательства государств и подчеркивают, что существование независимой юридической профессии является неотъемлемой частью обеспечения доступа к правосудию и защиты прав человека[6]. В целях обеспечения возможностей для юристов/адвокатов играть должную роль в системе правосудия, такие стандарты устанавливают гарантии независимости, как индивидуальных юристов, так и юридической профессии в целом [7]. Не менее важно, что они также признают за юридической профессией и индивидуальными юристами ряд обязанностей, а именно: работать независимо, тщательно и неподкупно в целях представления интересов своих клиентов, защиты прав человека и обеспечения господства права [8].

Значение, которое международное сообщество придает юридической профессии и, в частности, независимости судей и адвокатов, отражено в большом числе универсальных и региональных международных договоров [9], резолюций Организации Объединённых Наций (ООН) [10], и международных заявлениях и иных актах «мягкого права» [11]. Международные стандарты профессиональной деятельности юриста - это общие деонтологические требования (нормы и принципы), которые предъявляются к юристу - судье, адвокату и другим специалистам в области права независимо от государственных границ их профессиональной деятельности в целях гуманизации общественных отношений, утверждения законности и правопорядка в каждой стране мира.
Международно-правовые стандарты адвокатской деятельности
Международно-правовые стандарты адвокатской деятельности являются одним из самых эффективных способов защиты прав всех участников правоотношений. Это выражается, во-первых, в закреплении связей международного и внутринационального процесса защиты этих прав и, во-вторых, в урегулировании различных форм взаимодействия национальных и международных процессов защиты прав личности. Юристы пользуются защитой как общих международных норм, направленных на защиту прав человека, так и норм международного права и международных стандартов, призванных непосредственно защищать юридическую профессию. Международное право недвусмысленно требует защиты юристов во всех государствах, и такая защита становится особенно важной в тех государствах, которые находятся в состоянии конфликта или кризиса. Существует большое число международных договоров и стандартов, которые содержат важные обязательства государств, связанные с обеспечением независимости юридической профессии и гарантиями индивидуальной защиты юристов.

Основными принципами ООН, касающимися роли юристов, Принципы 17-22, 23; Принципами и руководящими положениями ООН, касающимися доступа к юридической помощи в системах уголовного правосудия, Рекомендацией R(2000)21 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о свободе осуществления профессии адвоката, Принцип 1.1.; Практикой ЕСПЧ по статье 10; Принципами и руководящими положениями, касающимися права на справедливое судебное разбирательство и правовую помощь в Африке, глава 1, пункт «b»; Стандартами независимости юридической профессии МАЮ, параграф 6, 13; Международными принципами поведения юридической профессии, принцип 5; Принципами МКЮ о роли судей и юристов в отношении беженцев и мигрантов; Туринскими принципами профессионального поведения для юридической профессии в XXI веке, принцип 2, закрепляются следующие обязанности государств в отношении адвокатов при осуществлении ими профессиональной деятельности:

  • Государства не вправе каким-либо образом вмешиваться в деятельность адвоката, должны обеспечивать адвокатам защиту в случае возникновения угрозы их безопасности, признавать право адвоката отстаивать интересы клиента в любом суде, за исключением тех случаев, когда адвокат лишается такого права, и обеспечивать заблаговременный доступ ко всей необходимой информации для выполнения профессиональных обязанностей.
  • Запрещается ассоциировать юристов с преступлениями, политическими убеждениями или иными делами их клиентов.
  • Юристы имеют право принимать участие в общественных дискуссиях по вопросам, касающимся права, отправления правосудия и поощрения и защиты прав человека, и быть членами местных, национальных, международных организаций или создавать их и принимать участие в их заседаниях, не подвергаясь ограничению своей профессиональной деятельности вследствие своих законных действий или членства в законной организации.
  • Правительства должны признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей.
  • Предоставление юридической помощи является обязанностью и ответственностью государства и должно быть закреплено в конкретных законодательных и нормативных актах. Провайдеры юридической помощи должны иметь возможность выполнять свою работу эффективно, свободно и независимо.
  • Соответствующей ассоциации должно быть сообщено о причине и юридическом основании ареста или задержания, месте содержания арестованного или задержанного юриста, и представители ассоциации должны иметь доступ к арестованному или задержанному юристу.
  • Все органы власти и правительственные агентства должны предоставлять адвокатам по каждому делу беспрепятственный доступ к клиентам и документам, необходимым для защиты вверенных им интересов.
В Правилах процедуры ЕСС, статья 43; Основных принципах ООН, касающихся роли юристов, Принцип 20; Рекомендации R(2000)21 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о свободе осуществления профессии адвоката, принципы 1.4., 1.6, 17, 4.2, 4.3; Стандартах независимости юридической профессии МАЮ, § 13; Женевской Декларации МКЮ по обеспечению верховенства права и роли судей и юристов во время кризиса; Туринских принципах профессионального поведения для юридической профессии в XXI веке, принцип 4, закрепляются следующие профессиональные иммунитеты адвокатов:

Государства должны:
  • предоставлять юристам иммунитет от уголовной и гражданской ответственности в случае, если они добросовестно исполняют свои обязанности (невозможность наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами); устанавливать запрет на привлечение к ответственности за любые высказанные устно или письменно мнения в отношении дела или сторон;
  • защищать от обыска и выемки офис адвоката, документы и иную информацию;
  • запрещать получение от адвоката информации, составляющей адвокатскую тайну, в частности, допрос в качестве свидетеля, перлюстрацию переписки;
  • защищать обычную и электронную систему адвокатского делопроизводства от изъятия и проверок, а также обеспечивать защиту от вмешательства в используемые электронные средства связи и информационные системы;
  • запрещать необоснованное привлечение к дисциплинарной ответственности;
  • соблюдать иммунитет адвокатов от ответственности за любые действия, предпринятые в рамках закона в интересах защиты их клиентов при объявлении осадного или военного положения, чтобы справиться с чрезвычайной ситуацией.
Нарушение профессиональных прав адвокатов в системе ФСИН
  • Требование предоставить разрешение следователя/суда или другой документ для допуска к подзащитному;
  • Отказ в свидании;
  • Длительное ожидание свидания;
  • Досмотр на входе;
  • Плохое обустройство места для свидания;
  • Препятствие к обмену бумагами, переписке с подзащитным в ходе свидания;
  • Препятствия в работе с техникой;
  • Прослушивание разговоров;
  • Прерывание свидания;
  • Досмотр адвоката и его вещей, изъятие документов у адвоката после свидания.

3.1. Международные стандарты
3.2. Практика Европейского Суда по правам человека
3.3. Доклады международных органов и иностранных неправительственных организаций
3.4. Изменения в российском законодательстве
3.5. Практика Конституционного Суда Российской Федерации
3.6. Практика Верховного Суда Российской Федерации
3.7. Доклады российских неправительственных организаций
3.8. Исследование Федеральной палаты адвокатов
Нарушение профессиональных прав адвокатов оперативно-розыскными и следственными органами
  • Допрос адвоката с целью получить информацию, составляющую адвокатскую тайну;
  • Допрос адвоката в качестве свидетеля с целью не допустить его дальнейшего участия в деле;
  • Проведение обыска в помещениях адвокатских образований;
  • Проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении адвокатов;
  • Применение к адвокатам физического насилия с целью не допустить их участия в следственных действиях;
  • Необоснованный отказ в допуске к доверителю
  • Предъявление обвинения в разглашении тайны следствия в целях выведения адвоката из дела;
  • Предъявление обвинения в соучастии в преступлениях, предположительно совершенных доверителем, в целях выведения адвоката из дела;
  • Привлечение к защите обвиняемого помимо адвоката по договору адвокатов по назначению, являющихся «карманными адвокатами» следствия.

4.1. Международные стандарты
4.2. Практика Европейского Суда по правам человека
4.3. Доклады международных органов и иностранных неправительственных организаций
4.4. Изменения в российском законодательстве
4.4. Практика Конституционного Суда Российской Федерации
4.5. Практика российских судов общей юрисдикции
4.6. Доклады российских неправительственных организаций
4.7. Информация Федеральной палаты адвокатов
Нарушение профессиональных прав адвокатов судом
  • Удаление из зала суда активных адвокатов под предлогом нарушения распорядка судебного заседания;
  • Применение к адвокатам физического насилия со стороны судебных приставов при выводе адвокатов из зала судебного заседания и здания суда.

5.1. Международные стандарты
5.2. Практика Европейского Суда по правам человека
5.3. Доклады международных органов и иностранных неправительственных организаций
5.4. Изменения в российском законодательстве
5.5. Практика Конституционного Суда Российской Федерации
5.6. Практика Верховного Суда Российской Федерации
5.7. Доклады российских неправительственных организаций
Нарушение профессиональных прав адвокатов органами адвокатского сообщества
Результаты опроса адвокатов о ситуации с соблюдением их профессиональных прав оперативно-розыскными органами, органами следствия, прокуратуры, ФСИН и суда, а также органами адвокатского сообщества

Полная версия раздела→
С целью подтвердить или опровергнуть существование подобных нарушений, широту их распространения, а также выявить возможные новые нарушения и получить рекомендации по борьбе с ними, в апреле 2020 года Институтом права и публичной политики совместно с Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации среди адвокатов был проведен опрос. В опросе приняли участие 284 адвоката из 68 субъектов Российской Федерации. Оценивая стаж работы респондентов можно отметить, что в опросе в целом приняли участие опытные адвокаты – практически равное число респондентов имеют стаж от 5 до 15 лет (35%) и от 15 до 25 лет (31%), число респондентов со стажем более 25% составило 8%. В то же время доля молодых адвокатов среди респондентов также достаточно существенная - 21% со стажем от 1 года до 5 лет. Доля неопытных адвокатов со стажем менее 1 года составила 5%. В части специализации респондентов следует отметить, что практически половина из них (49%) имеют специализацию в сфере уголовного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях, а еще 37% не имеют специализации. Доля лиц, специализирующихся в сфере гражданского и административного судопроизводства составила 14%.
Результаты опроса показали следующее:
Проведение в отношении адвокатов оперативно-розыскных мероприятий с целью воспрепятствовать их профессиональной деятельности
Вызовы адвокатов на допрос в связи с осуществлением профессиональной деятельности
Проведение в помещениях, занимаемых адвокатами, обыска/выемки
Сталкивались ли Вы с возбуждением в отношении Вас уголовного дела в связи с Вашей профессиональной деятельностью?
Имели ли место в Вашей практике случаи так называемой «двойной защиты» (привлечение к защите обвиняемого помимо адвоката по соглашению адвокатов по назначению)? (от общего числа респондентов)
В 54,1% случаев адвокат по назначению принимал участие в следственных действиях вместо адвоката по соглашению, из них в 44,1% случаев таким следственным действием являлся допрос подзащитного. Были также упомянуты следующие следственные действия:
Имели ли место случаи применения к Вам физического насилия работниками правоохранительных органов с целью воспрепятствовать Вашему участию в следственных действиях?
Имели ли место случаи нарушения Ваших профессиональных прав судом? (от общего числа респондентов)
В чем выражались случаи нарушения Ваших профессиональных прав судом?
Имели ли место случаи нарушения Ваших профессиональных прав сотрудниками мест содержания под стражей? (от общего числа респондентов)
В чем выражались нарушения Ваших профессиональных прав сотрудниками мест содержания под стражей?
Имели ли место случаи нарушения Ваших профессиональных прав сотрудниками мест лишения свободы? (от общего числа респондентов)
Виды нарушения профессиональных прав адвокатов сотрудниками мест лишения свободы
Виды нарушений профессиональных прав адвокатов государственными и муниципальными органами
Нарушения профессиональных прав адвокатов адвокатскими палатами (5,2 % респондентов)
Нарушения профессиональных прав адвокатов адвокатскими образованиями (3,1% респондентов)
Подводя итоги исследования можно сделать вывод о том, что правоохранительные органы имеют в своих руках достаточно широкий спектр средств воспрепятствования адвокатам в осуществлении их профессиональной деятельности. Указанные нарушения профессиональных прав адвокатов являются наиболее массовыми. Практически все принявшие участие в опросе адвокаты (даже имеющие чисто гражданско-правовую специализацию и вне зависимости от стажа работы) в той или иной мере сталкивались с такими нарушениями своих профессиональных прав со стороны сотрудников правоохранительных органов, которые ранее становились предметом разбирательства в ЕСПЧ, Конституционном Суде РФ, назывались в отчетах международных и неправительственных организаций. Наиболее часто используемым средством является так называемая «двойная защита», то есть попытка отстранить активного и хорошо работающего адвоката, заменив его на адвоката по назначению. Далее по мере убывания идут вызов адвоката на допрос в связи с его профессиональной деятельностью, проведение в отношении адвоката оперативно-розыскных мероприятий, проведение обыска/выемки в помещениях, занимаемых адвокатами, и, в качестве крайних мер, применение к адвокатам физического насилия и возбуждение в отношении них уголовного дела. При этом, имеющиеся у адвокатов средства правовой защиты в виде обжалования неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов по административным инстанциям и в суд, очевидно являются неэффективными, поскольку при использовании обоих способов обжалования в подавляющем большинстве случаев результат был либо «отпиской», либо отрицался сам факт нарушения.

Нарушения судом профессиональных прав адвокатов также распространены достаточно широко. Адвокаты, принимавшие участие в опросе, в той или иной мере сталкивались со всеми нарушениями, которые были выявлены составителями анкеты на основе анализа практики ЕСПЧ, Конституционного Суда РФ, докладов международных и неправительственных организаций, а также со многими другими. Можно сказать, что в распоряжении судов имеется широкий арсенал различных мер воздействия на адвоката, начиная от таких манипуляций, как демонстративный отказ в удовлетворении всех ходатайств и отказ в рассмотрении представленных доказательств, и заканчивая прямым нарушением закона в случае с отказом допросить приглашенных адвокатом свидетелей и специалистов, отказом предоставить адвокату слово, когда процессуальное законодательство предоставляло ему такое право, недопуском адвокатов к осуществлению своих профессиональных обязанностей, удалением их из зала суда, в том числе с применением физической силы. Очевидно, что новые полномочия по сбору доказательств, предоставленные адвокатам новым УПК РФ 2002 г., не являются эффективными, так как судами зачастую не принимаются ни полученные адвокатами заключения специалиста (9,8% нарушений), ни результаты проведенных адвокатами опросов лиц с их согласия (8,1% нарушений). Не является достаточно действенным и такое средство сбора доказательств адвокатом как истребование документов при помощи адвокатского запроса – 7,9% адвокатов, чьи профессиональные права были нарушены судами, столкнулись с отказом в приобщении ответов на адвокатские запросы к материалам дела. Единственный способ обжалования неправомерных действий судьи – обращение в квалификационную коллегию судей (либо обращение на имя председателя соответствующего суда с просьбой обратиться в ККС) не является эффективным способом правовой защиты – отрицательные ответы были получены на 77% обращений.

Несмотря на неоднократное рассмотрение нарушений профессиональных прав адвокатов сотрудниками ФСИН в ЕСПЧ, Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, в том числе путем принятия Постановления Пленума, законодательного урегулирования вопроса о перечне документов, представляемых адвокатами для получения доступа к подзащитному, все нарушения профессиональных прав адвокатов со стороны сотрудников системы ФСИН, ранее являвшиеся предметом рассмотрения вышеуказанных судов и упомянутые в докладах международных и неправительственных организаций, продолжают иметь место, хотя, может быть, масштаб их уже не столь велик. Наиболее частыми способами воспрепятствования профессиональной деятельности адвоката, применяемыми сотрудниками ФСИН, являются незаконный недопуск адвоката к подзащитному и незаконные личный досмотр и досмотр вещей и/или документов адвоката как до, так и после встречи с подзащитным. Также, достаточно много случаев нарушения конфиденциальности общения адвоката с подзащитным как в результате присутствия при встрече иных лиц, так и в результате незаконного прослушивания адвоката и его подзащитного. Имеющиеся в распоряжении адвоката возможности обжалования незаконных действий сотрудников ФСИН – по административным инстанциям и в суд, не являются эффективными средствами правовой защиты, так как большинство полученных ответов является либо «отписками», либо отрицанием факта нарушения.

Также, несмотря на законодательные изменения, придавшие большую силу адвокатскому запросу, адвокатские запросы в существенной мере игнорируются сотрудниками государственных и муниципальных органов. Таким образом, адвокатский запрос продолжает быть неэффективным средством сбора адвокатом информации, необходимой для защиты. Также, продолжается нарушение профессиональных прав адвокатов правоохранительными органами, в частности полицией – адвокатам отказывается в допуске к их подзащитным, в том числе административно задержанным, сообщается ложная информация об отсутствии подзащитных в отделах полиции, игнорируются ходатайства и жалобы адвокатов, им отказывается в ознакомлении с материалами доследственных проверок. Продолжаются проблемы с выплатой адвокатам гонораров за осуществление защиты по назначению (ст. 51 УПК РФ).

Нарушение профессиональных прав адвокатов адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями случается достаточно редко, однако если случается наиболее распространенным видом нарушений со стороны адвокатских палат является отказ в даче разъяснения советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, а со стороны адвокатских образований – отказ зарегистрировать соглашение.
Рекомендации по итогам опроса
  • Ввести уголовную ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в адвокатскую деятельность в целях воспрепятствования осуществлению профессиональных полномочий адвоката, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. В качестве квалифицирующих признаков соответствующего деяния установить совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору либо лицом с использованием своего служебного положения, а в качестве особо квалифицирующих признаков - те же деяния, совершенное с применением насилия, (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 295 и 296 УК РФ). Кроме того, ввести административную ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в адвокатскую деятельность в целях воспрепятствования осуществлению адвокатом его профессиональных полномочий, в том числе неправомерный отказ в предоставлении адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное предоставление такой информации либо предоставление заведомо недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
  • Восстановить действовавший ранее судебный порядок получения предварительного судебного разрешения на возбуждение уголовного дела в отношении адвоката и/или на привлечение его к уголовной ответственности. Аналогичный порядок установить для получения согласия на проведение ОРМ и следственных действий в отношении адвоката. Предусмотреть обязательное участие в судебном заседании уполномоченного представителя адвокатской палаты субъекта РФ.
  • Предусмотреть в УПК РФ обязательность проверки и приобщения к делу доказательств защиты, указывающих на опровержение выдвинутого подозрения, обвинения, а также обязательность удовлетворения мотивированного ходатайства защиты о проведении медицинского освидетельствования обвиняемого (подозреваемого) на предмет наличия заболеваний, препятствующих содержанию под стражей.
  • Дополнить ст. 75 УПК РФ указанием на то, что показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу с участием защитника, назначенного с нарушением установленного ФПА РФ и адвокатской палатой субъекта РФ порядка, являются недопустимыми доказательствами.
  • Ввести в ст. 15 ФЗ «Об адвокатской деятельности…» изменение, предусмотрев, что удостоверение адвоката предоставляет ему право беспрепятственного доступа во все организации и учреждения в связи с осуществлением профессиональной деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи.
  • Расширить компетенцию суда с участием присяжных заседателей, а также возможности привлечения специалиста стороной защиты (предложения СЧП).
  • Установить сокращенные сроки рассмотрения и направления ответов на адвокатские запросы и усилить административное наказание за их неисполнение.
  • Выработать единую методику и алгоритм действий адвоката при наступлении факта нарушений прав и законных интересов адвоката.
  • Запретить прокуратуре направлять уголовные дела в суд, если в них отсутствует постановление об оплате труда адвоката.
  • Проводить обучение адвокатов, направленное на разъяснение существующих возможностей защиты их профессиональных прав, вплоть до обращения в Конституционный Суд РФ и Европейский Суд по правам человека. Призывать адвокатов шире использовать такие возможности защиты прав.
  • Регулярно проводить опросы адвокатов, популяризировать их результаты, в том числе доводить их до сведения государственных органов, проводить семинары для руководителей адвокатских образований.
Made on
Tilda